Физкультурно-оздоровительная деятельность в учреждении дошкольного образования охватывает разные формы физического воспитания: физкультурное занятие, утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке; активный отдых; самостоятельная двигательная деятельность. Каждая из перечисленных форм имеет собственную целевую направленность и специфическое назначение, а в работе с воспитанниками младших возрастных групп – определенные организационно-методические особенности, характерные только для данного возраста. Эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности во многом способствует взаимодействие педагогических работников учреждения дошкольного образования ‑ руководителя физического воспитания и воспитателя.
Направления преемственности руководителя физического воспитания и воспитателя в физкультурно-оздоровительной деятельности
- Преемственность в планировании образовательного процесса по образовательной области «Физическая культура».
- Преемственность по результатам ежегодного мониторинга физического состояния и развития воспитанников.
- Преемственность на физкультурных занятиях.
1. Преемственность в планировании образовательного процесса по образовательной области «Физическая культура» нацелена на преемственность физкультурных занятий с физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме дня – утренней гимнастикой, подвижными играми и физическими упражнениями на прогулке, самостоятельной двигательной деятельностью.
Например, в календарном планировании на сентябрь даны конкретные гимнастические упражнения и подвижные игры. Данные упражнения и игры разучиваются с руководителем физического воспитания на физкультурных занятиях, а затем по его рекомендациям закрепляются воспитателем в других формах физкультурно-оздоровительной деятельности (утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, самостоятельная двигательная деятельность). Руководитель физического воспитания ежемесячно предоставляет рекомендации воспитателю по проведению подвижных игр, комплексов утренней гимнастики, а воспитатель, в свою очередь включает их в собственную систему планирования. Таким образом, на физкультурных занятиях воспитанники приобретают первоначальный двигательный опыт, а далее под руководством воспитателя учатся переносить знакомые действия и движения в новую обстановку (групповая комната, площадка на улице).
2. Преемственность по результатам ежегодного мониторинга физического состояния и развития воспитанников, который проводится с целью выявления детей нуждающихся в педагогической поддержке по следующим показателям обследования: состояние здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность, двигательная активность. По результатам мониторинга выявляются воспитанники с ослабленным здоровьем, нарушениями в развитии опорно-двигательного аппарата, недостаточным уровнем физической подготовленности, а также малоподвижные и гиперподвижные воспитанники. Следуя рекомендациям руководителя физического воспитания, воспитатель организует индивидуальную работу с детьми, отстающими в усвоении программного материала, старается оптимизировать двигательную активность малоподвижных и гиперподвижных воспитанников, помнит об индивидуально-дифференцированном подходе и к детям, имеющим нарушения в состоянии здоровья.
3. Преемственность на физкультурных занятиях.
На физкультурных занятиях воспитатель присутствует в спортивной форме и обуви и оказывает помощь руководителю физического воспитания.
Во вводной части занятия:
- следит за качеством выполнения ходьбы, бега, динамических упражнений в процессе разминки;
- организовывает детей для выполнения общеразвивающих упражнений (ОРУ).
В основной части занятия:
- следит за качеством выполнения детьми ОРУ по показу руководителя физического воспитания, оказывает помощь воспитанникам, которые ней нуждаются (помогает принять исходное положение и правильно его выполнить);
- помогает организовать детей для выполнения основных движений (при фронтальном способе организации - взять детям нужное оборудование, при поточном способе организации - расставить оборудование для полосы препятствий, при групповом способе организации – подготовить работу в группах, разделить детей на группы и др.);
- осуществляет страховку (по указанию руководителя физического воспитания) при выполнении детьми сложных упражнений (лазание по гимнастической лестнице, ходьба по гимнастической скамейке, лазание по наклонной плоскости и др.);
- применяет индивидуальный подход к воспитанникам, нуждающимся в педагогической поддержке: помогает преодолеть трудности при выполнении задания, справиться со страхом, неуверенностью в собственных силах и др.
- оказывает организационную помощь при проведении подвижных игр, игр-эстафет. Если нужно - выступает в роли водящего или игрока.
В заключительной части занятия:
- участвует в проведении подвижных игр малой интенсивности, вместе с руководителем физвоспитания подводит итоги занятия.
Таким образом, преемственность руководителя физического воспитания и воспитателя по рассмотренным выше направлениям позволит повысить качество образовательного процесса по образовательной области «Физическая культура», осуществить индивидуальный-дифференцированный поход к воспитанникам, нуждающимся в педагогической поддержке.