Маршрут выходного дня "Природа родного края"
ЭКСКУРСИОННЫЙ МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ
«Памятный знак Владимиру Короткевичу»
Рекомендуемый возраст детей: средний дошкольный .
С собой необходимо взять: воду, цветы (по желанию), головной убор.
Тип экскурсии: пешеходная.
Описание маршрута:
Выходя из дома, прочитайте ребенку стихотворение Галины Варущенковой «О родном городе»:
Есть у каждого на свете свой родимый уголок.
Для меня таким, поверьте, стал наш тихий городок.
Раньше я не понимала и печалилась порой,
Если мама после сада нас вела пешком домой.
Мы экскурсий не хотели, мы хотели на качели!
Но теперь я стала старше и проснулся интерес:
Про родной и славный город разузнать всё, наконец.
Каждый день я с нетерпеньем жду, когда пойдём гулять,
Потому что мама может обо всём мне рассказать:
Про скульптуры, монументы и про памятник Победы,
Про спортсменов, мастеров, знаменитых земляков…
Я всё-всё про город знаю, и теперь я понимаю:
Мы должны гордиться им, нашим городом родным!
Предложите ребенку вместе пройтись по родному городу, узнать и увидеть о нем много нового и интересного.
По пути маршрута предложите поиграть в словесную игру «Подбери слово». Вы называете существительное (объекты города, которые будут встречаться по дороге) - ребенок подбирает подходящие по смыслу определения-прилагательные. Например, магазин (продуктовый, двухэтажный), школа (большая, красивая)… Проходя перекресток дороги, проговорите безопасные правила его перехода. Спросите у ребенка, что обозначает каждый цвет светофора.
Вместе с детьми рекомендуем посетить памятный знак белорусскому писателю Владимиру Короткевичу, расположенный на улице , названной в честь писателя , недалеко от Средней школы №6. Памятный знак установлен в память о писателе рядом с домом , в котором писатель написал свои лучшие произведения белорусской литературы.
Этот дом в 1914 году построил дед писателя Владимира Короткевича Василий Гринкевич. Маленький Володя приезжал сюда на летние каникулы к любимой бабушке Людмиле Антоновне Борисевич . Писатель очень любил приезжать сюда и проводил в Рогачеве иногда несколько месяцев в год. У него в доме была своя комната, в которой он написал свои литературные произведения: рассказы, сказки, стихи.
Обратите внимание ребенка на цветы, возложенные на камне. Пусть ребенок обоснует ответ на ваш вопрос - Почему люди приносят цветы к памятному знаку? Предложите ребёнку возложить цветы . Обратите внимание ребёнка на место расположения дома и знака. Спросите у детей, как они думают, приходят ли к нему другие люди. Покажите ребёнку памятную табличку с именем Владимира Короткевича.
После экскурсии , дома, прочитайте ребёнку сказку Владимира Короткевича “Жабкі і Чарапаха”.
Жабкі і Чарапаха
На беразе маленькага ляснога возера-балотца разгарлаліся, разышліся і наладзілі канцэрт жабы. Церушыў на іхнія галоўкі цёплы дожджык, свяціла праз яго сонца. Весела было жабкам — вось яны і спявалі.
І тут прыплыла пратокай з такога самага суседняга балотца-возера вялікая балотная Чарапаха. Жыла яна адна, пачула вясёлыя спевы і вось прыплыла, вынырнула, напалову вылезла на бераг і ўся аж зморшчылася ад асалоды. Надта добра спявалі жабкі.
— Жабкі, жабкі, дзень добры.
— А ты што за цуда-юда? — спыталі жабкі.
— Я Чарапаха.
— Бачыць такое не бачылі, чуць гэткае не чулі. Значыць, не можа цябе быць.
— Ды ёсць жа я, — сумна сказала Чарапаха. — І як жа вы добра спяваеце! Паўтарыце, калі ласка. Проста салаўі.
— Можам, — сказалі ўлешчаныя жабкі. Ку-ма, кума Бор-ршчык вар-рыла.
— Выдатна, — сказала Чарапаха. — Выключна. Жабкі-жабкі, прыміце мяне ў свой хор.
— А ты спяваць умееш?
— Не. Я слухаць люблю.
— Дык слухай. Здалёк. Ці прывядзі сястру, якая ўмее.
— І яна не ўмее, — сумна сказала Чарапаха. — Мы, чарапахі, не ўмеем спяваць. Голасу нам не дадзена.
— Дык нашто ты нам тады? — спыталі жабкі.
— А слухаць вас хто будзе? Хваліць?
— Нас і так усе чуюць. І ўсе хваляць
— Ну і я ціхенька сядзела б ды хваліла, — сказала добрая і разумная Чарапаха.
— Дык ты, можа, яшчэ нешта ўмееш? — спытала Галоўная Жаба ў хоры, якая аж дзьмулася ад важнасці.
— Плаваць умею. Ныраць.
— Гэта й мы ўмеем. А скакаць умееш?
— Не, — уздыхнула Чарапаха.
— Нічога ты не ўмееш… А мы яшчэ нясём ікру. Жабурынне.
— Я замест яе яйкі нясу, — сказала Чарапаха. — Вялікія.
— Ф-фу, — сказала Галоўная, — яйкі… Ну, паспрабуй усё ж заспяваць.
I Чарапаха зарыпела:
Свеціць месячык з гары на глыбокія віры. на шчытах у чарапахсіняе святло гарыць.
— Словы нішто сабе, — сказалі жабы, — але ж голас? Бр-р-р!
— Дык я б вам — словы, а вы б — спявалі.
— Словы ў нас не горшыя. Самі прыдумалі:
Што вар-рыла, кум-ма, кум-ма?
Борш, бор-ршч, бур-ракі.
— Добрыя словы, — сказала Чарапаха, — але галасы ў вас лепшыя.
— І што гэта за «шчыты ў чарапах»? — спытала Галоўная Жаба.
— А вось тое, што на мне.
— Гэта карычневае? — усхваляваліся жабы. — Гэта брыдкае? Ну не. Мы вось такія прыгожыя. Зялёныя. Бліскучыя. Як лакіраваныя.
— Жывыя, — сказала Чарапаха, — усе прыгожыя.
— А чаму гэта брыда завецца шчытом? — спытала Маладзенькая Жабка.
— Яна цвёрдая.
— Няўжо-о? Во-ой! Быць не можа.
Самая смелая з жабак падплыла асцярожна і дакранулася да панцыра лапкай.
— Вой! Яна ж як жалезная!
— Ну і што? — сказала Чарапаха.
— Цвёрдая!.. Голасу не мае!
— Усё роўна вы мне падабаецеся. Спяваеце прыгожа. Мне адной сумна.
Але жабы ўжо разышліся:
— Жалезная жаба, — зарагатала самая насмешлівая.
— А мы мяккія жабкі. Зялёныя.
— Жалезная! Гы-гы-гы!
Чарапаха пачала крыўдаваць:
— Кожная жывёла — розная. А я — карысная.
— І мы кар-рысныя… А ў цябе голасу няма… Кар-рычневая…
— Жаба ў танку, — пажартавала насмешніца.
Пакрыўдзілася бедная Чарапаха, нырнула і паплыла ў пратоку, а пасля ў сваю азярынку. А жабы, гледзячы на яе бурбалкі, зноў завялі сваю валынку з катрынкай:
Бур-ракоў не было —Бр-ручкі навар-рыла…
…Ну і што? І ці добра гэта атрымалася? Тут сабе жабкі весела спяваюць дурныя словы добрымі галасамі. А там Чарапаха, што не мае голасу, але ведае добрыя словы, ляжыць сабе пад вадой, пад святлом месяца, пакрыўджаная і адна-адзінюсенькая.
І нашто, калі ты зялёны і мяккі, лаяць таго, хто карычневы і цвёрды? Ты вось ходзіш на дзвюх нагах, а кот — на чатырох. І няхай сабе.
Дрэнна вы зрабілі, жабы. Ану, марш адразу ж у Чарапахі прабачэння прасіць, перапрашаць яе.
ЭКСКУРСИОННЫЙ МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ
Маршрут «Мы помним» (по местам воинской славы)
Рекомендуемый возраст детей: 5-6 лет
С собой необходимо взять: воду, цветы (по желанию), головной убор.
Вид маршрута: пеший
Вместе с детьми рекомендуем посетить памятник, расположенный в сквере, с западной стороны железнодорожного вокзала, он установлен в память о советских солдатах, погибших при освобождении города Рогачёва в феврале 1944 года от немецко-фашистских захватчиков. Здесь захоронено 78 воинов 3-й армии 1-го белорусского фронта. На могиле в 1958 году поставлен памятник, скульптура советского воина, склонившего от горя голову на могиле погибших солдат.
Содержание маршрута: Предложите ребёнку возложить цветы к памятнику. Обратите внимание ребёнка на место расположения памятника, приходят ли к нему другие люди. Спросите ребёнка, знает ли он, из чего сделан памятник, кто его мог изготовить. Обратите внимание на его особенности, детали. (например: знамя в правой руке, каска в левой). Покажите ребёнку памятную табличку с именами павших героев. Объясните значение подвига этих людей для нас. Спросите, какие эмоции вызывает то, что ребёнок видит.
Можно прочитать стихотворение:
Обелиски
В деревушке семь избушек
Уцелело от войны,
В деревушке у старушек
На войну ушли сыны.
Все ушли…
Не все вернулись.
Очень долго не идут…
Спины старые согнулись,
А старушки ждут и ждут.
С почтальоном, старым дедом,
Долго-долго говорят…
В майский праздник – День Победы
Утром строится отряд.
От деревни очень близко
Есть полянка, а на ней
Два печальных обелиска –
Память тех суровых дней.
Здесь гремели канонады,
Танки вражеские шли,
Партизаны и солдаты
Здесь за Родину легли.
Деревушку защитили,
Отстояли всю страну,
Всем полянкам возвратили
И покой, и тишину.
Вот окоп зарос травою,
В касках птицы гнёзда вьют,
Вечной памятью живою
Обелиски здесь встают.
Седоусого солдата
Тихо слушает отряд –
Он сражался здесь когда-то,
Ордена на нём горят.
Не угаснет, не завянет
Луч звезды, салют цветов.
Пионеры шаг чеканят:
- Будь готов!
- Всегда готов!
Алла Стройло
Спросите у ребёнка, знает ли он значение слов «обелиск», «канонада». Уточните, какие слова ему непонятны, объясните их значение. Поинтересуйтесь, какие эмоции вызвало стихотворение.
Во время прогулки можно поиграть в игры «Доскажи словечко», «Я начну, а ты продолжи», «Сосчитай-ка».
После прогулки предложите ребёнку рассказать ребятам в детском саду о своей экскурсии. Так же предложите вместе попробовать изобразить увиденный памятник. Предложите вместе выбрать следующий экскурсионный маршрут.
ЭКСКУРСИОННЫЙ МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ
Маршрут «Парк Пионеров»
Рекомендуемый возраст детей: 3 – 4 года
Вид маршрута: автомобильный, автобусный.
С собой необходимо взять: воду, головной убор, фотоаппарат, рюкзак.
Содержание маршрута: Обратите внимание ребенка на атмосферу в парке (пение птиц, шум деревьев, других детей).
Предложите ребенку отгадать загадки про деревья.
На лесной опушке
Стоят подружки
Платьица белены,
Шапочки зелены.
(Березы).
Рассмотрите березу, вспомните, из чего состоит дерево (корни, ствол, ветки, листья). Рассмотрите лист березы, какой он?
Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это –
Мы от этого чихаем.
(Тополь)
Рассмотрите тополь, лист тополя, сравните с листьями березы.
Расскажите правила поведения в парке.
Мы должны соблюдать правила:
1. Нельзя разводить огонь в парке. Почему? Что может случиться с парком?
2. Нельзя разорять гнезда птиц. Почему? Много ли времени уходит у птиц на строительства гнезда и уход за яйцами? Расстроится ли птица, если вернется домой, а там нет ее детишек?
3. Не обижай насекомых и животных. Почему нельзя обижать насекомых? Почему их нельзя брать с собой?
4. не оставляй мусор. Почему его нельзя оставить? Что случится, если все будут мусорить в парке?
5. Нельзя ломать деревья, кусты, рвать траву и цветы. Почему? Вырастут ли они заново?
6. Нельзя шуметь, кричать. Почему? Будет ли приятно посетителям парка, если все будут шуметь?
7. Не портить, не ломать, не обрисовывать игровое оборудование парка. Почему? Что случится, если все начнут портить игровое оборудование.
Предложите поиграть в игру «Мастера в парке». ( Предложить взять с собой рюкзак, найти и собрать оригинальный материал для творчества и поделок – палочки, мох, листья, шишки).
Предложите ребенку покататься на качелях, съехать с горки.
После прогулки смастерите совместно с ребенком композицию «Что я увидел в летнем парке.
МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ
Мемориал воинской славы на Лудчицкой высоте
Вид маршрута – автомобильный.
Мемориал находится в Быховском районе, по трассе Рогачев – Быхов, не доезжая 1,5 км. до деревни Лудчицы.
На вышынi ля Лудчыц –
Гранiтны абелiск
На вышынi ля Лудчыц –
Жытневыя палi.
Тут раннiя зязюлi адлiчваюць гады
Салдацкiя матулi
Iдуць здаля сюды.
Вянкамi дол усцелюць,
Пасядуць у цiшы,
I кожная надзею
Люляе у душы:
«Мо i майму сыночку
Хто- небудзь прыкладзе
Рамонкавы вяночак
Да маладых грудзей».
Сыны многих народов сражались с немецко – фашистскими захватчиками за освобождение Беларуси. Многие из них отдали свои жизни и навсегда остались лежать в нашей белорусской земле. В 1984 году, на высоте - месте жестких боев в 1944 году, около деревни Лудчицы , был открыт Мемориал воинской славы, как символ доблести и мужества советских воинов. Бессмертные подвиги совершили воины в боях на Лудчицкой высоте. Многим из них присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
Мемориал воинской славы представляет собой скульптурно – архитектурную композицию. На кургане поставлена символическая фигура Баяна , который прославляет подвиг воинов- героев. У подножья кургана , на овальной площадке расположена вогнутая стена- стела с погрудными образами шести Героев Советского Союза . Внизу бронзовыми буквами написаны их имена. Вечный огонь.
Во время путешествия вы можете полюбоваться красотой леса. Обратить внимание на окопы и траншеи вдоль дороги , которые остались со времен ВОВ. Отдохнуть , попить и взять с собой родниковой воды около деревни Тощица. Перед выездом из леса , около одного километра, справа, остановитесь, пройдитесь по партизанскому лесу до братских могилок. И продолжите дальше свое путешествие.
МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ:
«ПАМЯТНИК – СИМВОЛ ПОДПОЛЬЩИКУ ВАСИЛИЮ ШОЛУХОВУ»
«ПАМЯТНИК – СИМВОЛ ДЕТЯМ – ЖЕРТВАМ ВОЙНЫ ОЗАРИЧСКОГО ЛАГЕРЯ СМЕРТИ»
- Вид маршрута: пеший.
- Рекомендуемый возраст ребёнка: старший дошкольный возраст.
- Продолжительность по времени: 1-2 часа (в зависимости от интереса о самочувствия ребёнка).
- Походу маршрута вся дорога заасфальтирована.
- Опасные участки по ходу маршрута:
- переход проезжей части;
- переход перекрёстка;
- движение вдоль близко расположенной проезжей части;
СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ С РЕБЁНКОМ ПО ХОДУ ДВИЖЕНИЯ ПО МАРШРУТ
*Спросите у ребёнка, знает ли он что-нибудь о Великой Отечественной войне.
*Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года — одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки играли в «дочки — матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать — защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в ВОВ.
*Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).
*Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы).
*Спросите у ребенка: «А в нашем городе Рогачёве есть памятники воинам ВОВ?» (мемориал – братская могила, аллея героев; памятник воинам-интернационалистам. А ещё в нашем городе есть два памятника с которыми мы познакомимся).
*Что можно рассказать ребёнку: Это памятник подпольщику Василию Шолухову и находятся он между улицами Калинина и Октябрской в небольшом сквере и памятник детям-жертвам войны. Шолухов участвовал в операциях на железных и шоссейных дорогах. Во время операции против врагов в деревне Станьков, при отступлении партизан от места боя, был схвачен на территории деревни Александровка Старосельского сельского Совета. В плену проявил мужество и стойкость. Враги долго его пытали, поломали руки, без сознания прибили к дверям, а затем тело бросили в колодец. Он погиб 27 марта 1943 года. Герой отдал свою жизнь за Победу в возрасте 18 лет. Памятник представляет собой небольшой постамент, на основе находится камень с мемориальной доской и надписью. Автор памятника архитектор города Рогачёва Г.И. Цыбулевич.
Напротив находится памятник детям-жертвам войны, узникам и малолетним жертвам Озаричского лагеря смерти. Он был установлен 2 июля 1999 года. Автор Реутёнок А.Н. Он представляет собой плиту, на которой есть образ солнца и разрыв от снаряда, а между ними надпись.
«Сердца детей разорваны войной
И проволокой колючей перевиты
Накрыла их тела смертельной мглой
Но души живы, души не убиты»
- Поинтересуйтесь у ребёнка знает ли он, как чтят память о погибших солдатах? (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).
- Спросите у ребёнка, знает ли он, что такое минута молчания? Как, нужно себя вести в это время? (минута молчания — символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях. Минута молчания, как правило, длится менее одной минуты).
- Предложите ребёнку почтить погибших воинов минутой молчания, тихонечко положить к мемориалу цветы (если предусмотрели этот момент при подготовке).
ПРИЗВАТЬ РЕБЁНКА НИКОГДА НЕ ЗАБЫВАТЬ ТЕХ, КТО ОТДАЛ СВОИ ЖИЗНИ, ЧТОБЫ ОСВОБОДИТЬ НАШУ РОДИНУ ОТ НЕМЕЦКИХ ЗАХВАТЧИКОВ.
*После экскурсии можно посидеть на лавочках в тени раскидистых деревьев, утолить жажду, отдохнуть.
*Будет уместным рассказать ребёнку о своих воевавших родственниках (если таковые имеются).
*Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место..
*Можно сделать несколько фото на память о выходном дне.
Желаем вам приятно провести время!
Виртуальные экскурсии по Беларуси
Белорусский государственный музей истории Великой отечественной войны
Государственный мемориальный комплекс "Хатынь"
Мемориальный комплекс "Брестская крепость-герой"
Музей старинных ремёсел и технологий "Дудутки"
Музей национальной культуры и быта "Строчицы"
Национальный художественный музей
Дзяржаўны літаратурна-мемарыяльны музей Якуба Коласа
Установа “Дзяржаўны літаратурны музей Янкі Купалы”
Список музеев |
- Художественный музей в Витебске
- Музей природы Березинского заповедника
- Народный музей Боевой славы 39-ой армии
- Витебский историко-краеведческий музей
- Полоцкий музей белорусского книгопечатания
- Музей истории архитектуры Софийского собора
- Лепельский краеведческий музей
- Витебский городской музей воинов-интернациалистов
- Полоцкий музей боевой славы
- Толочинский историко-краеведческий музей
- Музей шоколада в Витебске
- Природно-экологический музей в Полоцке
- Детский музей в Полоцке
- Мемориальный музей Константина Заслонова
- Дом-музей Марка Шагала
- Оршанский музей Владимира Короткевича
- Государственное учреждение "Чашникский исторический музей"
- Брагинский исторический музей с картинной галереей
- Картинная галерея им. Е.Е. Моисеенко
- Дзяржаўная ўстанова культуры “Веткаўскі музей стараабрадніцтва і беларускіх традыцый імя Ф.Р. Шклярава”
- Картинная галерея Г. Х. Ващенко
- Добрушский районный краеведческий музей
- Ельский краеведческий музей
- Туровский краеведческий музей
- ГУК «Жлобинский историко-краеведческий музей»
- Калинковичский государственный краеведческий музей
- Кормянский районный мемориальный музей имени П.Н. Лепешинского
- Лельчицкий краеведческий музей
- Государственное учреждение культуры «Музей битвы за Днепр»
- Объединённый краеведческий музей отдела культуры Мозырского райисполкома
- Наровлянский этнографический музей
- Октябрьский центр истории и культуры
- Картинная галерея им. Дробова Л. Н.
- Петриковский историко-краеведческий музей
- Речицкий краеведческий музей
- Ровенскослободский историко-мемориальный музей «Память»
- Рогачевский музей народной славы
- Светлогорский историко-краеведческий музей
- Картинная галерея "Традиция" им. Германа Прянишникова
- Хойникский краеведческий музей
- ГУК «Чечерский историко-этнографический музей»